Fem Talks

3 круглый стол FEM TALKS: ФЕМИНИСТСКИЕ СТРАТЕГИИ В ИСКУССТВЕ И ЭСТЕТИКЕ

КОГДА: 30 НОЯБРЯ В 18:00
ГДЕ: ШУВАЛОВСКИЙ КОРПУС МГУ (ауд. е359)

Искусство на сегодняшний день кажется абсолютно феминной сферой: начиная от самой практики, заканчивая исследованиями – везде представлено очень много женщин. Они работают кураторками, занимаются практикой искусства, защищают диссертации и т.д. Но мало кто задумывается о том, что женщины, занимавшиеся искусством на протяжении столетий, оставались и остаются в тени мужчин-художников. Постановка известного вопроса: «почему не было великих художниц?» воплощает в себе две очень важные линии – величие Художника и отсутствие женщин в искусстве. Вся мейнстримная литература по искусствознанию, считая себя неангажированной и беспристрастной, во-первых, не признает свою фаллоцентричность и буржуазность, что редуцирует её до изложения ограниченных теоретических рамок, не принимающих во внимание вопросы расы, класса и гендера. А, во-вторых, основывается на убеждении о том, что «гениальность» – это внесоциальное явление. Как будто Великий Творец рождается таковым, а не приобретает навыки, что запрещалось делать женщинам долгие годы. История искусства и эстетическая теория всегда существовали в парадигме западной классической рациональности, основывающейся на проблемах суждения вкуса, отличения прекрасного от безобразного и проч. Будучи наукой о чувственности, эстетика цинично вторила за гносеологией, где в качестве нейтрального полагается мужской субъект с его властью и знанием. Исторически женщины также дискриминировались миром искусства: в эпоху раннего Нового времени женщинам запрещалось работать с натурой, а потом их обвиняли в неспособности грамотно изобразить анатомический объект. Их судили за такую «не благонравную» работу. В дальнейшем женщин отказывались выставлять в музеях, которые также являются институтами мужской власти и контроля. В 1960-е годы в США начался бурный подъем движения feminist art, которое соединяло в себе программные элементы – новую эстетическую парадигму – вперед выводилось телесное творчество и проблемы женского опыта, не представленного в истории всего западного искусства, и политический проект. Во многом этому движению мы обязаны наличием большого количества феминистских исследований по искусству, а также внедрением эмансипаторных проектов по всему миру.
В рамках нашей третьей дискуссии с помощью приглашенных спикерок нам удастся ухватить историю западного феминистского проекта искусства и то, что происходило и происходит в российском контексте.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

• Оксана Киташова: «История искусства как история женского угнетения»

• Олеся Авраменко: «Жена художника или художница? Гендер в советском неофициальном искусстве» 

• Элла Россман: «Рефлексия над советским проектом женской эмансипации в российском феминистском искусстве и активизме»

PS. афишу нарисовала Lena Berman 

Регистрация (актуально для тех, кто не из МГУ): https://fem-talks-mgu.timepad.ru/event/860494/