Семинар «Дескриптивная эстетика»

5 октября 2023 года состоялось очередное заседание научно-практического семинара «Дескриптивная эстетика». С докладом на тему «Особенности восприятия произведений современного искусства в христианских художественных собраниях» выступили Виктор Владимирович Барашков – религиовед, к.ф.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук и технологий НИУ МГСУ и протоиерей Андрей Юревич – настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, главный архитектор ФХУ РПЦ, член САР, собиратель коллекции современного христианского искусства.

Модераторами семинара выступили и.о. заведующего кафедрой эстетики доцент Е.А. Кондратьев и заместитель заведующего кафедрой эстетики по учебной работе доцент А.Г. Рукавишников.

В.В. Барашков рассказал о предпосылках формирования христианских художественных собраний современного искусства. На примере таких зарубежных собраний, как Коллекция современного религиозного искусства Музеев Ватикана, «Музей у Собора» в Вюрцбурге, Музей «Колумба» в Кёльне, Музей современного религиозного искусства в Брюсселе было показано, что ключевым звеном, позволяющим совместно рассматривать эстетические и религиозные характеристики произведений искусства в этих собраниях, становится антропологическая проблема, способность художников проникать в глубины человеческой ситуации. Цель подобных собраний их создатели видят в пробуждении личных воспоминаний и ассоциаций зрителей, что способствует диалогу со смыслами произведений, и умению разглядеть в эстетической форме трансцендентные ценности. При экспонировании произведений нередко используется трансисторический подход, при котором произведения из разных эпох вступают в диалог друг с другом.

Протоиерей  Андрей Юревич, по своему архитектурному образованию хорошо знакомый с эстетической проблематикой, рассказал об истории создания своей коллекции современного христианского искусства сначала в Лесосибирске (сейчас эта часть собрания вошла в состав Енисейского музея-заповедника), а с 2011 года в Москве. Он поделился своим пониманием христианского искусства и его отличия от церковного искусства. Слушатели узнали об отсутствии постоянного выставочного зала для московской коллекции, о площадках, на которых проходили временные выставки (среди них Библиотека искусств имени А.П. Боголюбова, Дом А.Ф. Лосева, Культурный центр «Фавор» и др.). Показанные на презентации воспроизведения картин, графики, скульптуры из этой коллекции дали представление о многообразии творческих подходов к раскрытию религиозной образности в современном искусстве.

Выступления докладчиков вызвали интерес у аудитории (среди присутствующих гостей были член-корреспондент РАХ, известный российский искусствовед А.К. Флорковская и руководитель творческих мастерских «Царьград» иконописец Д.А. Трофимов) и вызвали оживлённую дискуссию. К обсуждаемым вопросам относился вопрос о критериях разграничения христианского и церковного искусства, в частности, о положении в этом ряду религиозных изображений в стиле академизма; о различиях в европейской и российской религиозной образности в живописи (и отражении в живописи русского авангарда языка иконы); о применимости эстетических категорий к характеристике современных произведений религиозной тематики; о современной церковной архитектуре.

доц. А.Г. Рукавишников